Новый год уж у порога. Каким он будет и что принесет нам, пожалуй,
можно попытаться узнать у астрологов. А вот каким был уходящий год для
некоторых из нас и для всего коллектива завода в целом, вы сегодня сможете
прочитать на страницах "Моторостроителя". Большинство из опрошенных нами
заводчан были единодушны в том, что уходящий год пролетел очень быстро,
в напряженном рабочем ритме. С этим согласился и генеральный директор производственного
объединения "Минский моторный завод" Николай Иванович ЛОБАЧ, который сегодня
дал интервью редактору заводской газеты.
"НОВЫХ УСПЕХОВ В НОВОМ ГОДУ"
- Николай Иванович, так все же, каким был 2004 год для нашего коллектива,
и чем он отличался от предыдущих лет?
- Этот год для моторостроителей был весьма эффективным.
Напряженность рабочему ритму задавали заявки потребителей, которые
к концу года не уменьшились, а, наоборот, возросли. В результате по объемам
выпуска мы превзошли наиболее плодотворный в истории завода 1990 год на
16 процентов, а прошлогодний показатель выпуска двигателей перекрыли еще
22 сентября.
- Значит, вы удовлетворены показателями производственной и хозяйственной
деятельности нашего предприятия за 2004 год?
- Показатели, действительно, хорошие. Объемы выпуска товарной продукции
по году приближаются к 140 %, производительность труда - к 137 %, валютная
выручка выросла почти в два раза. Мы уже не справляемся с выполнением всех
заявок наших потребителей. В настоящее время двигателями ММЗ комплектуется
тракторная, автомобильная, сельскохозяйственная и дорожно-строительная
техника, которая выпускается на большинстве заводов стран СНГ. Мы уверенно
вошли также в рынок генераторных энергоустановок.
- Николай Иванович, как Вы оцениваете работу коллективов цехов и отделов
головного завода в уходящем году? Выполнены ли задачи, которые были перед
ними поставлены?
- Сделано, конечно, много, но сделать нужно еще больше. Впрочем, к
цехам основного и вспомогательного производств у меня особых претензий
нет. Считаю, что все они работают хорошо и четко представляют свое место
в общем деле. Свидетельство тому стабильная работа сборочных конвейеров,
которые в этом году почти не простаивали. В этом основная заслуга коллективов
цехов и производственно-диспетчерского отдела. Ими также проведена серьезная
работа по сокращению складских запасов на 40%, которая будет продолжаться.
Я думаю, что в следующем году мы уберем все цеховые склады. Останутся только
центральные. Это повысит учет и контроль за покупными комплектующими и
материалами.
- Как я поняла, работой отделов Вы удовлетворены не полностью. Почему?
- Скажем так, основные отделы не полностью справились с поставленными
передними задачами. К примеру, специалисты отдела главного конструктора
до сих пор не добились необходимых результатов в совершенствовании двигателей
автомобильных модификаций. По отделу главного технолога имеется много отклонений
в техпроцессах изготовления и обработки деталей. К отделу главного металлурга
есть претензии по качеству литья, по модернизации цеха алюминиевого литья.
Хотелось бы, чтобы специалисты основных отделов завода проявляли больше
профессионализма в решении острых вопросов и больше заинтересованности
в результатах общего дела.
- В состав нашего объединения входит четыре завода и филиал УП "ММЗ''в
г. Столбцы. Как Вы оцениваете их работу?
- Борисовский завод агрегатов работает в составе объединения давно.
В начале текущего года там произошла смена руководства, и сразу же были
сделаны серьезные шаги в плане совершенствования производственной и хозяйственной
деятельности предприятия. К концу года появились и первые заметные результаты
в улучшении качества выпускаемой продукции, в стабилизации поставок деталей
на сборочные конвейеры головного завода. Коллектив БЗА и его руководство
работают слаженно и целеустремленно. Однако останавливаться на достигнутом
нельзя. На 2005 год перед коллективом БЗА поставлены серьезные задачи по
выпуску продукции, соответствующей нормам "Евро-2". На заводе назрела острая
необходимость в техническом перевооружении производства. Для этого необходимо
продолжать наращивать объемы производства, чтобы заработать средства для
закупки нового оборудования. Филиал УП "ММЗ" в г. Столбцы работает, в основном,
стабильно. Я вижу в этом большую заслугу директора А. В. Молчана и, конечно,
всего коллектива. Однако и к ним есть вопросы. В последнее время на филиале
резко уменьшился выпуск компрессорных станций. Но ведь мы завершили там
подготовку производства, вложив немалые средства в закупку оборудования
и технологий. А деньги, как известно, любят счет. Так что коллективу филиала
в следующем году нужно приложить максимум усилий, чтобы получить от этого
производства отдачу.
- А что Вы можете сказать относительно тех заводов, которые к нам присоединились
совсем недавно?
- Коллектив Гомельского завода пусковых двигателей за год проделал
большой объем работы по стабилизации предприятия и выполнил важную задачу
- вышел из числа убыточных заводов республики. Там еще многое предстоит
сделать. Но начало положено, и, главное, что у руководства предприятия
и у его работников есть желание трудиться. Значит, любые задачи им будут
по плечу. Житковичский моторостроительный завод сейчас решает вопрос о
приватизации и планирует уйти "в свободное плавание". Мы, конечно, не против.
Первую помощь мы им оказали, они научились делать шестеренчатые насосы,
сейчас пускай учатся работать самостоятельно. Сложно работает гродненская
"Радиоволна". Сейчас мы ищем для них стратегическую продукцию. Предлагается
выпускать стартеры, расширять гамму генераторов, вентиляторов, делать
форсунку для головного завода. Думаю, в течение следующего года они
определятся и смогут "встать на ноги". Завод хорошо обеспечен
трудовыми ресурсами, имеет необходимое технологическое оборудование.
В ближайшей перспективе мы планируем осуществить перевод производства многих
мелких деталей на предприятия объединения, чтобы меть возможность на головном
заводе увеличивать объемы выпуска двигателей.
- Николай Иванович, на 2004 год были намечены большие капиталовложения
в техническое перевооружение головного завода. Удалось ли их
освоить?
- Все капиталовложения, запланированные на этот год с увеличением на
20 % в отношении к прошлому году, освоены. Мы закупили новое импортное
оборудование на испытательную станцию ЦСИМ, много металлорежущего оборудования
в цехи, запустили участок по изготовлению шестерен, с которыми сейчас
не имеем проблем и с февраля планируем полностью обеспечивать шестернями
'собственного изготовления производство четырехцилиндровых двигателей.
Вскоре планируем ввести в строй кузницу в инструментальном производстве.
Работу по техперевооружению мы продолжим и в следующем году. Чтобы обеспечить
выпуск всего объема двигателей, в том числе и экологически чистых, нам
необходимо закупать современное импортное оборудование. Нужны высокоскоростные
обрабатывающие центры для обработки блока цилиндров, коленвала, шатуна
и других деталей двигателя. Недавно мы заказали у немецкой фирмы "Ирсон"
линию для химико-термической обработки шестерен. В октябре следующего года
ее должны поставить на завод. По энергонасыщенным двигателям мы работаем
с немецкой фирмой "Бош" и вскоре должны получить от нее две аккумулятивные
системы подачи топлива. Конечно, все это оборудование очень дорогое, но
если жить не только сегодняшним днем, но думать и о перспективах завода,
то без серьезного техперевооружения не обойтись.
- В начале текущего года Вы ставили задачу преобразования нашего завода
в предприятие европейского уровня. Какими темпами ведется эта работа?
- Меня удовлетворяет то, что уже сделано. Завод преображается на глазах.
Это отмечают и многочисленные гости, которые приезжают к нам из России
и Европы. Вы посмотрите на наши сборочные конвейеры. Ремонтируется административно-бытовой
корпус. Началась реконструкция цеха алюминиевого литья, правда хотелось
бы, чтобы она двигалась более ускоренными темпами. Много работы предстоит
еще по первому дизельному корпусу, там пока сделали только проходы. Конечно,
нельзя осилить все одним разом. Заводу ведь 40 лет, и в течение этого времени
капитального ремонта зданий здесь не проводилось. Сейчас мы взялись за
это и, думаю, сделаем все, как запланировали. Хочу отметить хорошую работу
отдела капитального строительства и инвестиций.
- Что сделано в уходящем году в плане разработки и освоения энергонасыщенных
двигателей.
- Новый год уже не за горами. Значит, наверняка, и заявки от потребителей
на поставку двигателей в 2005 году к нам уже поступили.
- Раскроете секрет, насколько велики их объемы?
- Предварительно мы планируем на следующий год выпуск 85 тысяч двигателей,
в том числе 10 тысяч шестицилиндровых. Но я думаю, что эти цифры будут
еще выше. Практически все наши потребители увеличили объемы заказа на следующий
год. К примеру, МАЗ -в 2 раза, ГАЗ - в 1,5 раза. Минский тракторный завод
заявил 38 тысяч двигателей, из них 8 тысяч шестицилиндровых.
- Какие задачи Вы ставите перед коллективом объединения на новый 2005
год?
- Задачи эти определяются из обеспечения выпуска 85 тысяч двигателей
и дальнейшего укрепления наших позиций на рынках сбыта. Конкуренцию других
фирм, производящих моторы, мы ни в коем случае не должны сбрасывать со
счетов. Значит, наиболее актуальными остаются задачи по снижению издержек
производства и повышению качества выпускаемой продукции. Повторюсь, как
говорил уже не однажды, если мы хотим жить хорошо, значит, и работать должны
хорошо. По-другому быть не может. Поэтому настраивайтесь сразу после Нового
года, т.е. 3 января, выходить на работу и, засучив рукава, браться задело.
На январь запланированы объемы продукции в 120 % к январю уходящего года.
- Николай Иванович, Вы сами только что сказали, если будем моторостроителям
можно надеяться на то, что в новом году у них будет достойная заработная
плата, материальные выплаты к отпуску и юбилеям, помощь в строительстве
жилья?
- Конечно, заработную плату мы не собираемся замораживать. Будем наращивать
объемы производства, будем повышать и заработную плату. Тем более, что
и сейчас она у нас довольно приличная, и мы стабильно держимся в тройке
первых среди промышленных предприятий города. Что касается строительства
жилья, то это уже уровень государства. Возобновлять строительство мы не
собираемся, но оказывать материальную помощь тем заводчанам, которые нуждаются
в улучшении жилищных условий и ведут строительство, мы, конечно, будем.
Хотя рассчитывать на большие выплаты не приходится, поскольку, как я уже
говорил, нам предстоит в течение трех ближайших лет осилить большой объем
работ по техперевооружению нашего предприятия. На эти цели мы должны выделять
около 60 % прибыли.
- В заключении хочу предоставить Вам слово для поздравления работников
объединения с Новогодними и Рождественскими праздниками.
- Дорогие моторостроители! Сердечно поздравляю Вас с Новым годом
и Рождеством Христовым! От всего сердца желаю крепкого здоровья, личного
счастья, семейного тепла и благополучия, новых успехов в новом году!