Главная/English                                                                                                                        СИСТЕМА  КАЧЕСТВА  ISO - 9001  
 МОДЕЛЬНЫЙ РЯД 50-250л.с.  
 ЕВРО-1, ЕВРО-2, ЕВРО-3  
ПредприятиеСистема качестваПродукция и УслугиРазместить заказ

Главная

Предприятие

История

Периоды
Руководители
Производство






ИЗ ИСТОРИИ МИНСКОГО МОТОРНОГО ЗАВОДА

Стройка #1 История Минского моторного завода берет свое начало значительно раньше 23 июля 1963 г.

Практически в послевоенные годы, когда в июле 1946 г. было принято решение о строительстве в Минске завода по выпуску тракторов. И уже в 1948 г. в составе Минского тракторного завода был введен в эксплуатацию моторный цех, в котором освоили и наладили производство пускового двигателя ПД-10, а в начале 1950 г. стали производить более сложный основной двигатель трактора Д-36. На базе последнего создавались и выпускались другие его модификации: Д-40К, Д-40М, Д-48М, Д-48ПЛ.

Стройка #2 В 1956 году для трактора МТЗ-50 был спроектирован двигатель мощностью 55 л.с. Для разработки конструкции нового двигателя и его модификаций из состава КБ двигателей МТЗ выделили самостоятельную группу конструкторов (В.А. Савело, А.И. Сидоренко, М.М. Голубович, А.Г. Александровский, В.А. Горштейн и другие во главе с С.Я. Рубинштейном). Именно эти люди впоследствии стали ядром отдела главного конструктора.

Стройка #3 26 мая 1960 г. было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 563 "О начале строительства в г. Минске моторного завода по производству тракторных дизельных двигателей". В проекте предусматривался ежегодный выпуск 120 000 двигателей Д-50 мощностью 50-60 л.с. Совет народного хозяйства БССР постановил выпуск тракторов МТЗ-50 с двигателем Д-50 начать с IV 1962 года.

Корпус #1 1960 г. Начало строительства завода (сентябрь). Осень 1960 года. Северо-восточная окраина г. Минска. Сосновый лес и десяток беспорядочно разбросанных времянок поселка Дражня. Здесь - между тракторным и подшипниковым заводами началось строительство Минского моторного завода. Первым директором завода был назначен В. А. Рожков, главным инженером - К.П.Забродин. В сентябре на место строительства прибыла группа людей с ломами и лопатами. Это была бригада строителей, возглавляемая опытным мастером Филиппом Демьяновичем Рачинским. Она начала закладку фундаментов завода. Вслед за ними стали прибывать и другие строители, мощная строительная техника треста №5. Большую помощь строителям оказывал коллектив отдела капитального строительства строительства завода, возглавляемый С.М. Чергесом.

Корпус #2 В начале 1961 г., с получением проектной документации по дизельному корпусу и по мере получения от станкостроительных заводов технических предложений на автоматические линии, агрегатные и специальные станки, началась разработка технологических процессов, рабочего плана расположения оборудования, оснащение инструментом технологического оборудования. Для опробирования технологических процессов и рабочего плана расположения оборудования осенью 1961 г. проектная группа приступила к разработке проектов комплексной механизации межоперационной и межцеховой транспортировки деталей и заготовок.

В феврале 1962 г. на базе проектной технологической группы был организован отдел главного технолога, который продолжал разработку и выдачу технических заданий на недостающее оборудование, руководил монтажем и наладкой оборудования, осваивал изготовление деталей и узлов. Главным технологом был назначен М.М. Хаскин, который внес значительный вклад в становление отдела и завода. Строительство дизельного корпуса еще не закончилось, а уже в ноябре 1961 г. приступили к монтажу оборудования. Для этой цели была организована бригада под руководством главного механика завода А.П. Доморада. Ликбез Немало трудностей пришлось испытать первым моторостроителям. Зачастую надо было выполнять работы, не связанные с основной профессией. Слесари С. и В. Черепко, Н. Бандюк,Н. Салата, А. Мацулевич, Г. Захаренко, Г. Черник, Ю. Борисов, наладчики П. Кутас, А. Скворчевский, И. Ивашкевич, П. и Н. Бобровы, мастера Л. Дробышевский, В. Медведев, А. Гапеев, С. Русак, инженеры Б.Морозов, В. Габелко, В. Каплан, Г. Шерман и многие другие вывозили мусор и землю, стеклили оконные рамы на крыше строящегося дизельного корпуса, делали раствор и заливали под станки фундаменты. Вскоре на расчищенных от мусора площадках появились первые станки. Их количество с каждым днем увеличивалось. В корпусе еще не было отопления, однако бригада слесарей-монтажников в составе И. Касенюка, Р. Астапковича, К. Чухнина, П. Коржукова и других успешно справилась с монтажом оборудования. Здесь всегда находился Главный механик завода А. Доморад и начальник производства Н. Якубчик. Вскоре на смену монтажникам пришли слесари ремонтники и наладчики: Н. Синюк, В. Слободич, В. Козлов, Б. Юрченко, Б. Юровский и другие.

Цех #1 В апреле 1962 г. начался монтаж первых двух автоматических линий. К концу года было уже смонтировано 14 автоматических линий, 196 специальных и агрегатных станков, 338 универсальных станков, 34 единицы прессового оборудования, один стенд для испытания двигателей. 1962 г. 12 октября собраны первые образцы четырехцилиндровых дизелей Д-50. Усилия недавно созданного коллектива увенчался первым успехом - рождением нового двигателя, который подтвердил, что Минский моторный завод начал свой трудовой путь В 1962 г. формировались и структуры завода. В первую очередь были организованы самые необходимые службы: отдел главного механика и главного энергетика, главного конструктора и главного технолога, производственно-диспетчерский, планово-экономический, кадров, снабжения, административно-хозяйственный, бухгалтерия. Со временем к их числу добавились новые отделы, цехи и участки. На 1 января 1963 г. в структуре завода состояли 17 отделов и служб заводоуправления, 4 цеха основного производства и 4 вспомогательного. Коллективы цехов и отделов возглавили опытные инженеры и производственники И.П. Сысоев, Н.М. Чубукин, М.М. Хаскин, С.Я. Рубинштейн, А.И. Федосов, Н.Д. Якубчик, Н.Е. Чинов, С.А. Конопацкий. Минский моторный завод начал свою самостоятельную трудовую биографию.

Цех #2 1963 г. Совет народного хозяйства Белорусской ССР издал распоряжение N 963-р, согласно которому Минский моторный завод считался "частично введенным в эксплуатацию на мощность 50 тыс. штук моторов в год". С этого дня - 23 июля 1963 года - завод ведет свою историю. Освоено производство тракторного дизеля Д-50 с ресурсом 2,5 тыс. час. 23 июля 1963 г. в торжественной обстановке моторостроители отметили ввод в эксплуатацию первой очереди завода. Новостройка вступила в строй действующих предприятий. До конца года с конвейера сошли 11 360 двигателей Д-50, в которых остро нуждался тракторный завод, освоивший новый трактор МТЗ-50. В связи с массовым выпуском двигателей Д-50 потребовалось дальнейшее совершенствование структуры управления производством. Были созданы финансовый отдел и отдел сбыта. Инструментальный и энергетический участки были преобразованы в цехи. Для подготовки производства алюминиевого литья, разработки технологии и решения организационных вопросов, связанных с пуском литейного цеха, был создан отдел главного металлурга, а в декабре на ММЗ сдается в эксплуатацию цех алюминиевого литья. Начальником ЦАЛ назначается М.В. Петухов, ему на смену приходит Н.Н. Седов.

Отдых 1964 г. Все тракторы "Беларусь" Минского тракторного завода комплектуются дизелями Д-50. Вместе со строительством и развитием завода решались и социальные вопросы. Выделялись значительные средства на строительства жилья, общежитий, детских дошкольных учреждений. В марте 1964 г. вступил в строй детский комбинат на 119 мест. В 1988 г. завод построил свой пионерский лагерь на 300 мест. В том же году отдохнули 600 детей, а в последующие в пионерском лагере "Теремок" в деревне Вишнево Воложинского р-на отдыхало более 1 000 человек за лето.

В 1966 г. на ММЗ работало более 200 ветеранов Великой Отечественной войны и партизанского движения. Многие из них показывали образцы труд активно участвовали воспитании молодых кадров.

1969 г. Освоен выпуск дизелей Д-60 мощностью 60-65 л.с. с целью удовлетворения потребностей внешнего рынка для тракторов "Беларусь" серии 500 Супер.

1970 г. Увеличен ресурс дизеля с 2,5 до 5,0 тыс. час. Снижен расход масла на угар с 2,0 до 1,0 %. Начались прямые экспортные поставки дизелей в Германию.

1971 г. Завод первым в отрасли получил право маркировать свою продукцию Государственным Знаком Качества.

Рабочие #1 1974 г. Начато освоение нового семейства четырехцилиндровых дизелей Д240 и их модификаций с непосредственным впрыском топлива мощностью от 60 до 85 л.с. Снижен удельный расход топлива со 195 до 180 г/л.с.ч. С конвейера завода сошел миллионный дизель.

1975 г. Снижен расход масла на угар до 0,8 %. Начало прямых экспортных поставок дизелей в Болгарию, Пакистан, Вьетнам и другие страны.

1978 г. Директором завода назначен Семак Иван Демьянович.

1980 г. Прекращение выпуска дизелей Д-50 для внутреннего рынка. Увеличен ресурс дизеля Д-240 до 8 тыс. час. За развитие производства и международного сотрудничества коллективу завода вручена международная премия "Золотой Меркурий".

Рабочие #2 1981 г. За высокие показатели в развитии производства и выпуске надежной и качественной продукции коллектив завода награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1982 г. Снижен удельный расход топлива со 180 до 175 г/л.с.ч. Снижен расход масла на угар до 0,5 %. С конвейера завода сошел двухмиллионный дизель.

1983 г. На базе предприятия создано производственное объединение "Минский моторный завод", в состав которого вошли: головное предприятие Минский моторный завод и производственные единицы - Борисовский завод агрегатов и завод-филиал в г. Столбцы.

В феврале 1983 г. профилакторий-санаторий "Мечта" Минского моторного завода, построенный в Крыжовке, в 20 км от Минска, принял первых отдыхающих.

1987 г. Празднование 15-летнего юбилея народного ансамбля "Вязанка" Токарь-расточник экспериментального цеха Л.И. Дюсов стал лауреатом Государственной премии СССР 1987 г.

Рабочие #3 1988 г. Освоено производство тракторного дизеля Д-245. Увеличен ресурс дизеля Д-240 до 10 тыс. час. 14 июля с главного сборочного конвейера завода сошел трехмиллионный дизель. Первый урожай - семьдесят центнеров помидоров - выращен в заводской теплице, а до конца сезона намечено их собрать еще 210 центнеров. Двести человек - такое количество пациентов ежедневно принимают специалисты заводской поликлиники. Необходимую врачебную помощь здесь окажут терапевт, невропатолог, окулист, зубной врач. Директором завода стал Иван Яковлевич Воробьев до этого работавший заместителем главного инженера. Воспитанница спортивного клуба "Мотор" Татьяна Ледовская стала серебряным призером XXIV Олимпийских игр в Сеуле в беге на 400 метров с барьерами.

1990 г. Снижен удельный расход топлива до 162 г/л.с.ч. Прекращено производство дизелей Д-50 и Д-60 для внешнего рынка. ПО "ММЗ" вошло в состав ассоциации государственных предприятий, объединений и организаций по производству дизельных двигателей.

1991г. Поликлинике завода исполнилось 25 лет. Начал функционировать кабинет диагностики. Начаты работы по созданию стоматологического зубопротезного отделения.

1992 г. Освоено производство автомобильного дизеля Д-245.1 для поставок АМО "ЗИЛ". В феврале на серийный МАЗ-5433 установлен с незначительными переделками 180-сильный шестицилиндровый двигатель Д-260Т производства ММЗ.Автомобиль с этим двигателем развивает скорость до 100 км/ч и может перевозить до 12 тонн груза. В июне начались ходовые испытания дизеля Д-265 на автобусе "Икарус-260" в первом автобусном парке г. Минска.

Обсуждение 1993 г. Генеральным директором ПО "ММЗ" назначен Карл Игнатьевич Шавловский, работавший ранее главным инженером объединения. В начале года разработана перспективная программа подготовки и создания мощностей по выпуску в 1993-1995 гг. двигателей типа Д-240Т/260Т, доведения их технического уровня до Евро-1 и Евро-2. Летом прошли государственные испытания дизелей Д-245.20 на автомобилях завода им. Лихачева. 23 июля Минскому моторному заводу исполнилось 30 лет. За три десятилетия предприятие выпустило 3,75 млн. дизелей. Продукция завода поставлялась в 85 стран мира, в том числе в составе сельскохозяйственной техники. Завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени; международной премией "Золотой Меркурий", Почетной Грамотой Верховного Совета БССР; памятным Красным знаменем ЦК КПБ, Президиума Верховного Совета БССР, Белсовпрофа; дипломами Госстандарта и ВЦСПС. Указом президента РФ Б.Н.Ельцина от 20 августа "за большой вклад в создание дизелей общего назначения, оснащение ими народного хозяйства России и стран СНГ" генеральный директор ПО "ММЗ" К.И.Шавловский награжден российским орденом Дружбы народов. В объединении "Минскпассажиравтотранс" реализовали идею по установке на автобус ЛАЗ двигателя Д-245.20, который серийно производится для ЗИЛа. 30 декабря СК "Мотор" отметил свое 20-летие.

Конструкторское бюро 1994 г. Освоено производство дизеля Д-247 для поставки ЗЗГТ. На ММЗ состоялась выездная коллегия Госкомпрома РБ, рассмотревшая вопрос о ходе работ по созданию и организации производства конкурентоспособных дизелей мощностью от 20 до 480 л.с. В экспериментальном цехе ММЗ собраны шесть первых дизелей Д-260.5 с вертикальным расположением цилиндров, предназначенных для установки на автобусах АМАЗ. На участке сборки шестицилиндровых дизелей ЦСИМ собран и испытан первый серийный двигатель Д-265, предназначенный для установки на автобус "Икарус". Введена в эксплуатацию база отдыха "Лесная Веретейка". 23 сентября наш завод посетил Президент РБ Александр Лукашенко. Он побывал во многих цехах, разговаривал с людьми, осмотрел выставку дизелей. Президент оставил такую запись в книге посетителей: "Впервые почувствовал за последнее время: прорвемся!". 1995 г. Освоено производство тракторного дизеля Д-260 и его модификаций. Начало работ по сертификации дизелей ММЗ. Начало года ознаменовалось двумя событиями - 30-летием экспериментального цеха и 10-летием со дня выхода первого номера газеты "Моторостроитель". Опытные образцы минских дизелей уверенно расходятся по автомобильным предприятиям стран СНГ: ЗИЛ, ГАЗ, курганский, павловский, львовский автобусные заводы. Мэр Москвы Ю.М.Лужков, посетив Минск, высказался за тесное сотрудничество с ММЗ в области увеличения поставок дизелей ЗИЛу. Запущен в эксплуатацию участок изготовления поршней цилиндров в составе цеха малых серий. Первоначально там изготавливалось в сутки 140 поршней для дизелей Д-240.

Отдел Главного Конструктора 1996 г. Освоено производство автомобильных дизелей Д-245.12, Д-245.9 и комбайнового дизеля Д-260.4. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпущенных дизелей составил 9,7 %. В апреле начал работу участок производства коленчатого вала для двигателей Д-260/265 в МЦ-6. При своевременных поставках заготовок на участке может обрабатываться более 100 коленвалов в смену. Запущен в число действующих участок гильзы блока цилиндров. ММЗ получил заказ на 10000 двигателей Д-244, которые должен поставить ПО "МТЗ" для комплектации тракторов МТЗ-510 предназначенных для Пакистана. В помещении бывшего стола заказов начал работать заводской магазин "Мотор". Разработано положение о предоставлении заводчанам продуктов питания в счет заработной платы и продаже промышленных товаров в кредит. Кузница кадров Созданы мощности по производству 1000 шестицилиндровых дизелей. К концу года планируется изготовить около 800 Д-260. Укрепляется сотрудничество с АМО "ЗИЛ". Поставлены опытные партии дизелей на Павловский и Львовский автобусные заводы, Онежский тракторный завод. Сделан опытный образец дизеля для трактора, выпускаемого на Южном машиностроительном заводе, также для автомобилей Минского автомобильного завода. Филиал ММЗ в г. Столбцы заработал на полную силу. Наконец закончено строительство прессово-сварочного цеха, термического участка, компрессорной станции. Коллектив филиала насчитывает 1439 человек.

Встреча 1997 г. Освоено производство автомобильных дизелей Д-245.7, Д-260.5 и комбайнового дизеля Д-260.7. Удельный вес сертифицированной продукции - 18,3%. Минский моторный завод посетил мэр Москвы Юрий Лужков. И не случайно. АМО "ЗИЛ", в восстановлении и развитии которого заинтересовано Правительство Москвы, делает ставку на автомобиль-трехтонник "Бычок". Современные экономичные двигатели к новому автомобилю в полном объеме будут поставляться Минским моторным заводом. Первого августа прекратил свое существование четвертый механический цех. Перевод прессового производства на филиал ММЗ в г. Столбцы завершился.

1998 г. Вступил в строй конвейер для сборки шестицилиндровых дизелей. В мае собран трехтысячный шестицилиндровый дизель, а в декабре - пятитысячный. Начало работ по сертификации дизелей в UVMV (г.Прага, Чехия):дизели автомобильных модификаций просертифицированы по Евро-1, тракторных - по Правилам ЕЭК ООН №96. Удельный вес сертифицированной продукции - 30,2 %. В феврале исполнилось 15 лет санаторию-профилакторию "Мечта". 23 июля завод отметил своё 35-летие. К этой дате 16 моделей дизелей тракторного, автомобильного и автобусного исполнения успешно прошли аттестационные испытания на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН №№ 24, 49 ("Евро-1"), 96 и норм ЕПА. 3 сентября завод посетил премьер-министр РБ С.С.Линг. Он познакомился с производственным процессом, принимаемыми мерами по исключению преждевременного выхода из строя сельхозтехники. 27 ноября ММЗ посетил мэр Москвы Ю.М.Лужков. Шел разговор о перспективах поставки дизеля Д-245.9-525 на АМО "ЗИЛ" для серийной комплектации автобуса.

Президент РБ 1999 г. Освоено производство тракторного дизеля Д-245.16 для поставок ОТЗ. Дизели тракторных одификаций просертифицированы в ЕРА (США). Удельный вес сертифицированной продукции - 88,4 %. С конвейера завода сошел четырехмиллионный дизель. Генеральным директором ПО "ММЗ" назначен с 5 марта Николай Иванович Лобач, возглавлявший до этого в течение 10 лет Борисовский завод агрегатов. 26 марта базовое училище ММЗ - ПТУ-133 машиностроения -- отметило 15-летний юбилей. Ежегодно училище выпускает из своих стен около 200 молодых рабочих различных специальностей.

Визит Президента РБ 2000 г. Освоено производство тракторного дизеля Д-245.2. Удельный вес сертифицированной продукции - 95,4 %. 15 мая на ММЗ побывал Президент РБ А.Г.Лукашенко. Спустя почти шесть лет, прошедших с момента предыдущего визита Главы государства на ММЗ, состоявшегося в сентябре 1994 года, он выразил желание посмотреть, как выполнено его поручение по освоению выпуска шестицилиндрового дизеля. Государственное предприятие "Минский моторный завод" во исполнение приказа Минпрома РБ 3 217 от 27 июня переименовано в Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский моторный завод (УП "ММЗ"), с которым и прошло государственную регистрацию, став правопреемником ГП "ММЗ". 30 июня с конвейера сошел 10-тысячный шестицилиндровый двигатель.

Визит Президента РБ 2001 г. Освоено производство комбайнового дизеля Д-260.9. Дизели автомобильных модификаций просертифицированы по Евро-2. Удельный вес сертифицированной продукции - 95,6 %. 18 апреля состоялось торжественное заседание, посвященное вручению администрации УП "ММЗ" сертификатов соответствия нормам "Евро-2" (правилам ЕЭК ООН 24-03, 85, 49-02В) автомобильных модификаций дизелей Д-245 и Д-260. С 1 мая спортклуб "Мотор", согласно приказу генерального директора УП "ММЗ" получил статус физкультурно-оздоровительного комплекса. Экспертным советом журнала Визит Президента РБ "Дело (Восток + Запад)" в номинации "За стабильную и эффективную работу на белорусском рынке" "Человеком "Дела-2001" был назван генеральный директор УП "ММЗ" Н.И. Лобач. 9 июля со сборочного конвейера ЦСИМ сошел 15-тысячный шестицилиндровый дизель. На Российском международном "Автосалоне-2001", состоявшемся в Москве с 23 по 29 августа были представлены сертифицированные по нормам "Евро-2" двигатели производства ММЗ Д-245.11 Е2, Д-245.30 Е2, Д-260.11 Е2, Д-260.12 Е2 и Д-265Е.

Встреча с коллективом 2002 г. Начаты работы по подготовке к сертификации образцов тракторных дизелей, соответствующих II ступени международных экологических стандартов: Директивы 2000/25/ЕС (Европа), Правил ЕРА (США). Удельный вес сертифицированной продукции - 98 %. 19-20 апреля завод принял активное участие в празднике, посвященном 25-летию Партизанского района столицы. Там демонстрировались 14 модификаций дизелей -- автомобильных, тракторных, автобусных, комбайновых. 19 августа с рабочим визитом на ММЗ побывали премьер-министр Г.В. Новицкий и мэр столицы М.Я. Павлов. Они отметили высокую культуру производства, а также уровень технологических процессов и в целом развитие моторного производства с хорошей стороны. 21 декабря выпущен 20-тысячный шестицилиндровый двигатель. Им Встреча с коллективом оказался Д-260.2-06, предназначавшийся для установки на трактор МТЗ-1221.

2003 г. Дизели тракторных модификаций в мощностном диапазоне 55 - 186 кВт просертифицированы по II ступени Директивы 2000/25/ЕС. Начаты работы по созданию конструкции шестицилиндрового дизеля мощностью 258 кВт (350 л.с.). Удельный вес сертифицированной продукции - 98,5 %.




Copyright (C) 2005 Минский Моторный Завод. Все права защищены.

Сайт управляется системой uCoz